Задание
8
1. Лексический
анализ. В предложениях 1-5 найдите фразеологизм. Выпишите этот
фразеологизм.
(1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и
лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной
жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и
холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не
скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно
взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью,
сапоги просят каши. (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается
встряхнуться и изменить свой запущенный вид.
2. Лексический анализ. В предложениях 13-20 найдите слово со
значением «человек со странностями, поведение, поступки которого вызывают недоумение,
удивление окружающих». Выпишите это слово.
– (13)Я скажу тебе правду. –(14)Брат
доверчиво положил холодную руку на моё плечо. –(15)Я не могу понять, что это
такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно.(17)Если бы кто-нибудь мог
объяснить мне, но никто не может.(18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне.
– (19)Какой ты, брат, чудак!(20)Пусти-ка
ещё горячей водицы.
3. Лексический
анализ. В
предложениях 34-35 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти
антонимы.
(34)Потом
оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня
в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы
и люди умирали от голода, холода и осколков. (35)И она писала, из ледяного
блокадного города посылая мне последние капли своего тепла, последние кровинки.
4. Лексический анализ. В предложении
31 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.
(13)Все вскочили с мест и остановились
как вкопанные.
– (14)Забыли, возьмите, – глухо произнёс
Селиван.
(15)Более он ничего сказать не смог,
потому что задыхался от непомерно скорой ходьбы и, должно быть, от сильного
внутреннего волнения.
5. Лексический
анализ. Из предложений
12-15 выпишите слово разговорного стиля.
(12)Для меня, человека, не сведущего в
педагогике, это было открытием. (13)И я стал проверять его, прикладывая к
своей жизни и к жизни близких людей. (14)Мне приходили на ум и другие люди,
которые умудрялись, несмотря на все удары жизни, оставаться человечными,
стойкими в своей доброте. (15)Больше, чем других, настигали их
разочарования, обиды, несправедливости.
6. Лексический
анализ. В предложениях 41-42 найдите
контекстные антонимы. Выпишите эту пару.
(41)Левитан не смотрел,
испытывая страшную тоску и отвращение к этой самодовольной бездари, мнящей себя
великим мастером. (42)Такие минуты для молодого художника были самыми
тяжёлыми, потому что на его глазах глумились над чистым и священным, а он,
беспомощно опустив голову, обречённо ждал обещанной платы.
7. Лексический анализ. Из предложений 64–72 выпишите
книжное слово со значением «злобно-насмешливо, язвительно».
(64)Бубенчиков передразнивал походку
Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и
засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.
(67)Лиза
обернулась к матери и крикнула:
– Мама, поди сюда!
– Мама, поди сюда!
(68)Она и Пауль Сепп остановились у края
дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица. (70)Вместе с Анною
Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо
Анне Сергеевне:
– А нашему эстонцу очень к лицу
воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь
Парсифаль.
8. Лексический
анализ.
Из предложений 18–20 выпишите
книжное слово со значением «напрасно, зря, без необходимости».
(18) Было время
натужного пафоса, лицемерно-декларативной патриотичности, когда искренность,
честность сопротивлялись употреблению святых слов всуе. (19)Как говорил
старый бакенщик Паустовского: «Всё кричите: «Родина, Родина! А вот она, Родина,
— за стогами». (20)Но это не снижение, а приближение к нам дорогого
понятия.
9. Лексический анализ. Из предложений 30-35 выпишите фразеологизм со значением
«личный жизненный опыт, который сформировал личность, убеждения, принципы
человека».
(30)На губах или расчёсках исполнялись
все известные симфонии, оперы. (31)Шопен, Вивальди, Бетховен в исполнении
лучшей пианистки страны! (32)Наизусть читали главы из книг, пересказывали
романы, кто-то знал даже «Анну Каренину», и из вечера в вечер они слушали
страницу за страницей. (33)Сама Лидия Алексеевна читала наизусть «Алые
паруса» Грина.
-(34)Этот страшный лагерь был моим
университетом, там я обрела друзей, с которыми не расставалась всю
жизнь. (35)Там было множество горя.
10. Лексический анализ.
В предложении 18 найдите
контекстные синонимы (синонимическую
пару). Выпишите эти синонимы.
(18)В самой
сердцевине культуры лежит установление различий между знанием, ошибкой и заблуждением,
между истиной и ложью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий