Задание 8


Задание 8
1. Лексический анализ. В предложениях 1-5 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
(1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши. (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид.
2. Лексический анализ. В предложениях 13-20 найдите слово со значением «человек со странностями, поведение, поступки которого вызывают недоумение, удивление окружающих». Выпишите это слово.
– (13)Я скажу тебе правду. –(14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. –(15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно.(17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может.(18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне.
– (19)Какой ты, брат, чудак!(20)Пусти-ка ещё горячей водицы.

3. Лексический анализ. В предложениях 34-35 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.

(34)Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от голода, холода и осколков. (35)И она писала, из ледяного блокадного города посылая мне последние капли своего тепла, последние кровинки.

4. Лексический анализ. В предложении 31 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.
(13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.
– (14)Забыли, возьмите, – глухо произнёс Селиван.
(15)Более он ничего сказать не смог, потому что задыхался от непомерно скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.

5. Лексический анализ. Из предложений 12-15 выпишите слово разговорного стиля.
(12)Для меня, человека, не сведущего в педагогике, это было открытием. (13)И я стал проверять его, прикладывая к своей жизни и к жизни близких людей. (14)Мне приходили на ум и другие люди, которые умудрялись, несмотря на все удары жизни, оставаться человечными, стойкими в своей доброте. (15)Больше, чем других, настигали их разочарования, обиды, несправедливости.

6. Лексический анализ. В предложениях 41-42 найдите контекстные антонимы. Выпишите эту пару.
(41)Левитан не смотрел, испытывая страшную тоску и отвращение к этой самодовольной бездари, мнящей себя великим мастером. (42)Такие минуты для молодого художника были самыми тяжёлыми, потому что на его глазах глумились над чистым и священным, а он, беспомощно опустив голову, обречённо ждал обещанной платы.
7. Лексический анализ. Из предложений 64–72 выпишите книжное слово со значением «злобно-насмешливо, язвительно».
(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.
(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:
– Мама, поди сюда!
(68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица. (70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне: 
– А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

8. Лексический анализ. Из предложений 18–20 выпишите книжное слово со значением «напрасно, зря, без необходимости». 
(18) Было время натужного пафоса, лицемерно-декларативной патриотичности, когда искренность, честность сопротивлялись употреблению святых слов всуе. (19)Как говорил старый бакенщик Паустовского: «Всё кричите: «Родина, Родина! А вот она, Родина, — за стогами». (20)Но это не снижение, а приближение к нам дорогого понятия.

9. Лексический анализ. Из предложений 30-35 выпишите фразеологизм со значением «личный жизненный опыт, который сформировал личность, убеждения, принципы человека». 
(30)На губах или расчёсках исполнялись все известные симфонии, оперы. (31)Шопен, Вивальди, Бетховен в исполнении лучшей пианистки страны! (32)Наизусть читали главы из книг, пересказывали романы, кто-то знал даже «Анну Каренину», и из вечера в вечер они слушали страницу за страницей. (33)Сама Лидия Алексеевна читала наизусть «Алые паруса» Грина.
-(34)Этот страшный лагерь был моим университетом, там я обрела друзей, с которыми не расставалась всю жизнь. (35)Там было множество горя.

10. Лексический анализ. В предложении 18 найдите контекстные синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.

(18)В самой сердцевине культуры лежит установление различий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий